Главная » Запасные части » Европейские грузовики » DAF

DAF

История автомобиля DAF начинается с того, что 1 апреля 1928 года Братья Хуберт Йозеф (Hubertus Josephus) и Биллем Антоний Винсент ван Доорне (Willem Antonius Vincentiusvan Doorne), более известные как Хуби Вим, открыли в помещении бывшей пивной в Эйндховене механическую мастерскую, где собирали металлические шкафы, окна и лестницы. Вскоре они начали изготавливать конные, тракторные и, наконец, автомобильные прицепы. С 1932 года фирма получила название «Фабрика прицепов братьев ван Доорне» (Van Doorne's Aanhangwagenfabriek), сокращенно ДАФ, а с 1934 специализировалась на автомобильных полуприцепах с четырьмя задними колесами, установленными попарно на поперечных рессорах.

В 1936 году фирма ДАФ начала переделывать легковые и 2-х осные грузовые автомобили в варианты с колесной формулой 6x4, заменяя обычный задний мост на 2-осную ведущую тележку «Традо» (Trado), получившую свое название от сочетания первых букв фамилий инженера Фон дер Траппена (Von der Trappen) и братьев ван Доорне. В том же году появился первый автомобиль марки ДАФ - армейская амфибия «МС139» с абсолютно симметричной формой передней и задней части, центральным расположением двигателя, всеми ведущими и управляемыми колесами.

Проект первого грузовика ДАФ начали разрабатывать еще в 1940 г., а через восемь лет он воплотился в две опытные бескапотные машины «DT5» и «DT10» грузоподъемностью 5 и 10 тонн с приводом на передние колеса, низкой рамой и обтекаемой кабиной с 4-х секционным лобовым стеклом. В 1949 году в производство пошли грузовики с более скромной кабиной над двигателем фирмы «Розет» (Reset). Через пару лет все семейство состояло уже из четырех базовых моделей грузоподъемностью 3-6 тонн с американскими 4-х и 6-ти цилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями «Геркулес» (Hercules) рабочим объемом 4-4,9 литров и мощностью 83-102 «лошадок» или английскими дизелями «Перкинс» (Perkins) мощностью 70-83 лошадиных сил.

В зависимости от типа мотора автомобили имели обозначения «А3О», «А40», «А50», «D50», «А60» и «D60», 4-х ступенчатую коробку передач, сварную штампованную раму из высококачественной стали, гидропривод тормозов, колесную базу 2650-4900 миллиметров. С 1950 года началось производство 1-но тонных фургонов «А10» с колесной базой 2400 мм., бензиновым двигателем «Геркулес» (2,2 л., 46 л.с.) и 3-х ступенчатой синхронизированной коробкой передач. Небольшими партиями фирма выпускала 1-но тонные капотные пикапы «А107» и «А117».

Успех этих машин в Голландии и соседних странах позволил увеличить объем их выпуска со 150 в 1949 года до 3100 штук в 1954 г., освоить специальные и автобусные шасси и с 1953 года существенно расширить производственные площади предприятия. В 1955 году началось изготовление новых серий «1100», «1300» и «1500» грузоподъемностью 5, 6 и 7 тонн соответственно и полной массой 8,4-11 дизелями «Лейланд 0.350» (Leyland) рабочим объемом 5750 см3 и мощностью 105 лошадиных сил.

С окончанием строительства моторного цеха в Эйндховене приступили к лицензионному производству английских дизелей «0.350», получивших обозначение «DD575» и отрегулированных на мощность 120 «лошадей». Их устанавливали на новые серии «1600» и «1800» полной массой 12-14 тонн. С конца 50-х годов фирма выпускала также собственный бензиновый двигатель «ВВ475» (155 л.с.). В 1957 году появилась единственная разработанная полностью на ДАФе серия капотных грузовиков.

Поначалу она состояла из двух базовых моделей «А12» и «А15» грузоподъемностью 4,5-7 двигателями «Геркулес», «Перкинс» или «Лейланд». Впоследствии в это семейство, выпускавшееся до 1970 г., влились новые варианты «А13», «А16» и «А18». Считается, что именно эта гамма создала характерный облик ранних грузовиков ДАФ с округлыми боковинами капота и своеобразным навесом над облицовкой радиатора. Этот фирменный элемент внешнего оформления перекочевал в 1957 и на новые бескапотные серии «А2000» и «А3000» (6x2) грузоподъемностью 8-11 тонн для дальних перевозок в составе автопоездов полной массой 28-32 тонны.

В 1961 году на седельном тягаче «AS2000DO» появилась первая удлиненная кабина со спальным местом. Эти автомобили выпускали до 1967 года в исполнениях «2200», «2300», «2400» и «3200» с колесной формулой от 4x2 до 6x4. Сначала их комплектовали в основном собственным двигателем «DD575» мощностью 120 л.с., с 1959 года - вариантом «DS575» с турбонаддувом мощностью 165 «коней». С 1960 года применяли новый дизель «DO680» (ISO-190 л.с.), а последнюю серию «А2400» с 1965 года комплектовали двигателем «DP680» (220 л.с).

Огромное значение в становлении компании ДАФ сыграли армейские полноприводные автомобили, выпускавшиеся в соответствии с планом Маршала и оснащавшиеся преимущественно бензиновыми моторами «Геркулес». В 50-е гг. эта программа включала пять базовых моделей от легкого джипа «YA054» и 1-тонного тактического грузовика «YA126» (4x4) до 3-х тонного вездехода: «YA328» (6x6). Этот автомобиль послужил базой для пожарных машин и бронетранспортеров. В 1958 году аббревиатура ДАФ получила новый смысл: фирма была переименована в автомобильную и стала называться «Ван Доорне Аутомобиль Фабрик» (Van Doorne's Automobile Fabriek).

В тот год она создала небольшую легковую модель ДАФ-600. Помимо 2-х цилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения (590 см3, 22 л.с.) она отличалась необычной автоматической клиноременной трансмиссией «Вариоматик» (Variomatic). В последующие годы эта машина постоянно совершенствовалась, а её многочисленных наследников до 1980 года предлагали как пикапы и легкие фургоны. В 1967 году с использованием агрегатов легкового автомобиля ДАФ-33 с 2-х цилиндровым двигателем (850 см3, 40 л.с.) и трансмиссией «Вариоматик» началось производство миниатюрного грузовика «Пони» (Pony) полной массой 1,6 тонны.

Он мог перевозить 750 килограмм грузов и развивал скорость 70 км/ч. Выпускали его всего три года. Очередное обновление основной грузовой программы началось в 1960 году с внедрения гаммы бескапотных машин со специфической облицовкой радиатора в форме неправильного восьмиугольника. Это семейство находилось на производстве свыше 10 лет и включало многочисленные варианты базовых серий «А1300», «А1500», «А1600», «А1800» и «А1900» с собственными бензиновыми и дизельными двигателями (120-165 л.с.) и 6-ти ступенчатой коробкой передач.

Более важное событие произошло в 1962 г., когда фирма представила принципиально новую бескапотную серию «А2600» полной массой 16-19 тонн с более вместительной и удобной кабиной с модной в то время передней облицовкой с четырьмя фазами. Вначале основным силовым агрегатом был дизель «DP680» (220 л.с.). Год спустя появилась унифицированная серия «А2300» полной массой 15,4 тонны с такой же кабиной, но с двигателем «D0680» (180 л.с.). Эти автомобили оснащали новой сварной рамой, рессорной подвеской с передними телескопическими гидро-амортизаторами двойного действия, 2-контурным пневматическим приводом тормозов и рулевым механизмом с гидроусилителем.

В свое время они считались наиболее совершенными, безопасными и красивыми и принесли фирме всемирное признание. Другим важным моментом в истории ДАФа стало приобретение в 1968 г. лицензии на рядный 6-ти цилиндровый дизель «Лейланд 0.680», который лег в основу наиболее известного двигателя ДАФ серии «DK1160». При этом его рабочий объем возрос с 11100 до 11627 см3, а мощность составляла 165-230 л.с. временно был создан 6-цилиндровый дизель (68 см3, 156 л.с.), - впервые установленный на последнюю капотную модель «А18».

В начале 70-х гг. на ДАФе создали максимально унифицированную гамму грузовиков «F», собираемых из стандартизированных деталей и агрегатов и оснащенных несколькими типами кабин над двигателем, выполненных по модульному принципу. Прежние серии были заменены новыми многочисленными, внешне почти не отличавшимися друг от друга моделями, с различными техническими параметрами. Одновременно ввели новую индексацию моделей, существующую до сих пор: «FA» - грузовик с бортовой платформой; «FT» - седельный тягач; «FAG», «FAT» и «FAD» - шасси 6x2, 6x4 и 8x4 соответственно; «FAZ» - вариант 6x6.

Обострение экологических проблем привело ДАФ в 1971 г. в так называемый «Клуб четырех», куда входили также фирмы «Магирус-Дойц» (Magirus-Deutz), САВИЭМ (SAVIEM) и «Вольво» (Volvo). Так в 1975-76 гг. в программе ДАФа появились легкие серии «F500», «F700», «F900» и «F1100». Первые две с дизелем «Перкинс» (80 л.с.), остальные - с собственным двигателем «DD575» (105 л.с.). По заказу все они комплектовались автоматической коробкой передач. На все автомобили устанавливали совместно созданную четырьмя компаниями новую кабину «Клуб» (Club) привлекательной внешности. С 1971 года фирма выпускала также собственную «легкую» серию «F1200/1400» с кабиной «F198» - уменьшенной копией версии «F1600». В 1978-79 гг. ее сменила созданная «Клубом четырех» гамма, состоявшая из моделей «F1300» и «F1500» полной массой 12-14 тонн с дизелем «DF615» (115 л.с., с турбонаддувом - 153 л.с.) и 5-ти ступенчатой синхронизированной коробкой передач.

Для гаммы средних грузовиков в 1970 году была внедрена кабина «F218», внешне отличавшаяся от модели «2600» лишь облицовкой радиатора, встроенными в бампер прямоугольными фарами и приподнятой на 50 миллиметро крышей. Всего же гамма включала базовые модели «F1600», «F1800», «F2000», «F2200», «F2400», «F2500» и «F2600» полной массой 13-16,3 тонны. С 1973 года начался выпуск тяжелой гаммы «F2800» с кабиной «F241», выделявшейся широкой решеткой радиатора из черной пластмассы и четырьмя круглыми фарами.

На автомобили устанавливали новые дизели «DU825» (216 л.с.), а также двигатели «DK1160», в том числе новые варианты «DKT1160» с турбонаддувом мощностью 255-304 л.с. и коробки передач с числом ступеней от 6 до 13. Внедрение в 1973 г. системы промежуточного охлаждения наддувочного воздуха на дизеле «DKS1160» позволило повысить его мощность до 280-330 л.с. Отсутствие более мощных двигателей заставило фирму использовать на своем самом тяжелом армейском тягаче «FTT3500» (6x4) американский дизель «Камминс» (Cummins) мощностью 475 «лошадей».

С 1979 году на магистральных тягачах «FAT2800» применяли усовершенствованный дизель «DKSE1160» (280 л.с.) с промежуточным охлаждением, имевший лучшие для своего времени скоростные и нагрузочные характеристики и обладавший наилучшим в то время минимальным удельным расходом топлива - 149 г/л.с.ч. Он оснащался системой VISAR, позволявшей водителю постоянно получать информацию о расходе топлива и оптимальном режиме переключения передач. В 1976 году дебютировали грузовики «F2300» полной массой 16 тонн с дизелем «DH825» (156 л.с.) или его вариантами «DHR825» (204 л.с.) с турбонаддувом и «DHU825» с турбонаддувом и промежуточным охлаждением (230 л.с.).

Автомобили предлагали в вариантах 4x2, 6x2 или 6x4 с колесной базой 2850-3650 миллиметров и кабиной «F241» со спальным местом. С 1977 года их дополняла серия «F2100» с новой кабиной «F220», в целом идентичной модели «F241», но оснащенной механизмом опрокидывания. Для расширения программы и выхода на новые рынки в ноябре 1971 года ДАФ подписал соглашение с компанией «Интернэшнл Харвестер» (International Harvester). В результате в 1973 году в программе появился тяжелый капотный строительный самосвал «NAT2505» (6x4), представлявший собой американский «Пэйстар-5000» (Paystar) с голландским дизелем «DKA1160» мощностью 230 л.с.

С 1979 году его заменил самосвал «NAT2800» с двигателем «DKS1160» (310 л.с.), кабиной «Магирус-Дойц», 16-ти ступенчатой коробкой передач ЦФ и мостами «Штайр» (Steyr). В 70-е гг. ДАФ создал множество интересных специальных конструкций. Например, в 1978 г. фирма представила шасси «FM2000» для перевозки строительных панелей с рамой в виде двутавровой балки и колесной базой 5860 миллиметров. Совместно с электротехническим концерном «Филипс» (Philips) был создан опытный 4-х цилиндровый двигатель внешнего сгорания системы Стерлинга (Sterling) мощностью 200 л.с.

С 1978 году ДАФ ввел в свою программу тягачи для контейнерных терминалов, а с 1979 года прекратил выпуск прицепов. Вместе с тем, энергетический кризис заставил ДАФ продать в 1976 году свое легковое отделение шведской компании «Вольво», что позволило сосредоточить все силы на грузовиках. В результате в 1979 объем производства превысил 15 тысяч штук, в том числе 1 тысячу автобусов, а в 1980 году фирма отпраздновала выпуск 200-тысячного автомобиля. На предприятиях фирмы в Голландии и Бельгии трудилось в это время 9,1 тысячи человек. 1980-е гг. начались с модернизации всех ранее созданных автомобилей.

Тяжелую гамму пополнили серии «F2305» и «F2505», укомплектованные наиболее мощными вариантами дизелей семейства «DH825» (220-250 л.с.), 6-ти или 16-ти ступенчатыми коробками передач. Серия «F2805» получила два типа двигателей - «DKTD1160» и «DKSE1160» (255-280 л.с.), 12-ти и 16-ти ступенчатые коробки передач. С1982 г. выпускалась гамма «F3300» с дизелем «DKX1160» с турбонаддувом. В 1981 г. все кабины тяжелых машин получили усиленную звукоизоляцию, понизившую уровень внутреннего шума на 4-5 дБ. С 1986 г. на новых сериях «F1700» и «F1900» (158-212 л.с.) полной массой 14-17,5 тонн появилась модернизированная кабина с упрощенной передней облицовкой, менявшаяся затем на всех остальных моделях.

Благодаря дополнительной звукоизоляции ДАФ к концу десятилетия стал первой в Европе фирмой, которой удалось снизить уровень внутреннего шума до 79 дБ. В 1985 г. было внедрено второе поколение системы промежуточного охлаждения «ATi» (Advanced Turbo Interceding), позволившей повысить мощность при сокращении расхода топлива и снижении содержания токсичных примесей в отработавших газах. С середины 80-х гг. начался выпуск новой флагманской серии «F3600» с дизелем «DKZ 1160ATi» мощностью 373 л.с. К этому же времени относится создание фирмой АФ уникальных грузовых полноприводных автомобилей для участия в ралли-марафоне Париж-Дакар.

В гонках 1984 г. участвовал прозванный «Чудовищем» вариант «FAV 3300DKX2» с двумя двигателями мощностью 340 и 420 л.с. и двумя кабинами - спереди и сзади. При полной массе 13 тонн он развивал скорость 160 км/ч. Через год этот вариант появился в облегченном исполнении с одной кабиной. Он весил 11,5 т. и достигал скорости 165 км/ч. В 1986 г. на старт вышел «FAV 3600DKX2 Турбо Твин II» (Turbo Twin) с двумя двигателями по 495 л.с., позволившими впервые в мире превзойти на тяжелом серийном грузовике рубеж скорости 200 км/ч.

Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась крупными приобретениями: в апрель 1987 г. вступил в силу контракт о покупке крупнейшего британского производителя грузовых автомобилей, бывшего компаньона ДАФа компании «Лейланд», а одно с нею и небольшой фирмы «Фрейт Ровер» (Freight Rover) из Бирмингема. Так было образовано британское отделение «Лейланд-ДАФ», и уже в декабре 1986 г. была представлена серия развозных фургонов ДАФ V400 полной массой 2,8-3,5 т., представлявших собой копию английских моделей. Через три года появилась легкая модель «V200» полной массой 2,5 т. с дизелем Вжинс» (60 л.с.).

С 1988 г. на главном заводе в городе Лейланд под маркой «Лейланд-ДАФ» была налажена сборка грузовиков ДАФ F1900. Между тем в августе 1987 г. на главном предприятии в Эйндховене началось производство новой тяжелой серии «95», которой было присуждено звание «Грузовик 1988 года». На машины установили новую кабину «F249», разработанную совместно с испанской фирмой «ЭНАСА-Пегасо» (ENASA-Pegaso). Первое время автомобили предлагали с прежними дизелями серии «1160» (306, 352 и 383 л.с.).

Позже серию «95» пополнили варианты полной массой 20,5-35,0 т. с двигателями мощностью до 507 л.с., и через год флагманом стал седельный тягач «FT95.500» с 14-литровым дизелем «Камминс», который имел ресурс свыше 1 миллиона километров пробега и удовлетворял перспективным нормам «Евро-2», с новыми кабинами повышенной комфортности. В 1994 году сенсацию вызвал автомобиль «FT95» с кабиной «Супер Спейс Кэб» (Super Space Cab) с внутренним объемом 10 м3, высотой от пола до потолка 2255 мм., шириной спального места 810 миллиметров.

Тем временем, на новом заводе ДАФа в Тэйме началась сборка серий «45» и «55» полной массой 6,5-15 тонн с 6-ти цилиндровыми дизелями «Камминс» (5,9 л., 132-211 л.с.). В 1992 году появились новые серии «65», «75» и «85» полной массой 18-34 тонны с дизелями мощностью 181-401 л.с., многоступенчатыми коробками передач и пневматической подвеской. С 1998 их модернизированные варианты с индексом «CF» (Compact Forte) получили более обтекаемую кабину, сужающуюся к передней части, и двигатели мощностью до 430 «лошадок».

Новый тяжелый автомобиль «DAF 95XF» (Extra Forte) заслужил звание «Грузовик 1998 года». При сохранении общего стиля 95-й серии кабина получила более высокие двери, полностью закрывающие боковые ступени, и новую облицовку радиатора. Для автомобиля предназначены дизели «Камминс» (381-530 л.с.) и система переключения передач «Сервошифт» (Servoshift) с пневматическим усилителем. В сентябре 2000 году для тяжелых серий была представлена новая еще более экстравагантная кабина «CF» повышенной вместимости. Несмотря на огромные достижения, положение ДАФа с конца 80-х гг. стало ухудшаться. В 1993 году британское отделение «Лейланд-ДАФ» распалось.

В Леиланде англичане наладили сборку своих прежних грузовиков, а отделение в Бирмингеме превратилось в самостоятельную фирму ЛДВ (LDV). Осенью 1996 г. американская машиностроительная корпорация «Паккар» (Paccar) выкупила 100% акций ДАФа, став ее полноправным владельцем. При этом с 2000 году английское отделение в Тэйме было переименовано в ДАФ. С 2001 г. оно начало выпуск нового легкого семейства «LF». Компания ДАФ, выпуская в среднем по 25 тысяч автомобилей в год, остается одним из крупнейших в мире изготовителей средних и тяжелых грузовиков.

Источник: http://truck-auto.info

 
Тюмень
  • ул. Тимофея Чаркова, 8г
  • тел.: +7 (3452) 393909
 
Нефтеюганск
  • ул. Сургутская, 1/19
  • тел.: +7 (3463) 256025
 
Сургут
  • ул. Рационализаторов, 14/2
  • тел.: +7 (3462) 941244
 
Нижневартовск
  • ул. Индустриальная, 76
  • тел.: +7 (3466) 407477